Правительством Российской Федерации одобрен модернизационный сценарий развития здравоохранения

Министр Вероника Скворцова на заседании Правительства РФ представила Государственную программу «Развитие здравоохранения»

 

Уважаемые коллеги!

 

Работа над проектом Государственной программы «Развитие здравоохранения» началась в 2011 году, после издания распоряжения Правительства Российской Федерации № 1950-р от 11 ноября 2010 года, которым был утвержден Перечень государственных программ Российской Федерации.

 

Основой для разработки Государственной программы явились действующие системообразующие документы – Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года, а также отраслеобразующие законы – ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ФЗ №326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», ФЗ №354 «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения».

 

Государственная программа составлена как единый комплексный документ, в котором сформулированы цели и задачи, основные направления развития здравоохранения в стране и мероприятия их реализующие.

 

Основными целями Программы являются увеличение продолжительности жизни россиян, укрепление их здоровья и снижение смертности от наиболее значимых заболеваний путем обеспечения доступности качественной медицинской помощи каждому гражданину страны, повышения эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать, с одной стороны, уровню заболеваемости и потребностям населения, с другой - современным достижениям медицинской науки.

 

Главные принципы охраны здоровья населения, закрепленные в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», определили структуру и задачи Программы. К ним отнесены:

 

•                      обеспечение приоритета профилактики и развития первичной медико-санитарной помощи,

 

•                      повышение эффективности оказания всех видов специализированной медицинской помощи,

 

•                      развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины,

 

•                      повышение эффективности службы родовспоможения и детства,

 

•                      развитие системы реабилитации, санаторно-курортного лечения, паллиативной помощи,

 

•                      совершенствование лекарственного обеспечения населения,

 

•                      обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными к эффективной работе кадрами,

 

•                      обеспечение системности организации здравоохранения и управления отраслью,

 

•                      повышение эффективности контрольно-надзорных функций в сфере охраны  здоровья.

 

Таким образом, Программа отражает системные подходы к решению таких основополагающих для отрасли вопросов как

 

•                      формирование единой профилактической среды,

 

•                      повышение качества оказываемой медицинской помощи и   удовлетворенности населения ее качеством,

 

•                      повышение уровня подготовки и квалификации медицинских кадров, повышение заработной платы медицинским работникам на основе   эффективного контракта,

 

•                      проведение институциональных преобразований в отрасли, совершенствование медицинской инфраструктуры и информатизация здравоохранения.

 

Государственная программа включает 11 подпрограмм, каждая из которых соответствует одной из поставленных задач.

 

Соисполнителями и участниками Программы являются 18 федеральных органов исполнительной власти, представленные на слайде 4, РАМН и РАН, субъекты Российской Федерации.

 

Реализация Программы запланирована в два этапа.

 

Первый этап (2013–2015 годы) посвящен завершению системных преобразований, заложенных в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:

 

•                     обеспечению сбалансированности системы ОМС на основе утвержденных, единых для страны, Порядков и стандартов медицинской помощи, полного финансового наполнения тарифа,

 

•                      обеспечению сбалансированности Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, в том числе в части нестраховой, оказываемой при социально-обусловленных заболеваниях,

 

•                      совершенствованию трехуровневой системы оказания медицинской помощи в каждом субъекте Российской Федерации, внедрению единой электронной медицинской карты, а также развитию открытой конкурентной среды среди медицинских организаций разной формы собственности и организационно-правовой формы за работу в системе ОМС,

 

•                      реализации пилотных проектов лекарственного страхования,

 

•                      повышению квалификации медицинского персонала и обеспечению отрасли достаточным количеством врачей, средних и младших медицинских работников, оптимизации распределения рабочих мест в четком соответствии с потребностями системы оказания медицинской помощи,

 

•                      инновационному развитию отрасли, основанному на создании научно-образовательных кластеров вокруг ведущих медицинских университетов, формировании системы доклинической и клинической трансляционной медицины, совершенствовании деятельности федеральных научных медицинских центров.

 

Второй этап  (2016–2020 годы) является развитием первого и посвящен наращиванию качественного потенциала здравоохранения на основе оптимизированной организационной модели и сохранения финансовой сбалансированности государственных гарантий:

 

•                      актуализации порядков и стандартов медицинской помощи с расширением перечней лекарств и медицинских изделий, гарантированных государством,

 

•                      внедрению инновационных медицинских продуктов и технологий,

 

•                      внедрению электронной системы управления качеством медицинской помощи,

 

•                      обязательной аккредитации медицинских работников,

 

•                      реализации стратегии лекарственного обеспечения населения.

 

Таким образом, к 2016 году будут созданы необходимые материально–технические, организационные и нормативные предпосылки для перехода ко второму этапу реализации Программы – этапу инновационного развития здравоохранения.

 

Реализация всех подпрограмм и мероприятий Государственной программы напрямую зависит от финансового обеспечения отрасли.

 

В проекте бюджета на 2013 год расходы на здравоохранение составляют 2,24 трлн.руб., или 3,4% от ВВП.

 

При реализации бюджетного сценария, к 2015 году расходы на здравоохранение составят 2,48 трлн.руб., или 3,0% от ВВП, а к 2020 году – 3,4 трлн.руб., или 2,5% от ВВП.

 

Модернизационный сценарий требует повышения расходов на здравоохранение к 2015 году до 3,0 трлн.руб, или до 3,7% от ВВП, а к 2020 году – до 6,5 трлн. руб., или до 4,7% от ВВП, только в этом случае мы сможем реализовать все мероприятия Программы, обеспечив современный уровень гарантированных государством порядков и стандартов медицинской помощи, совершенствование инфраструктуры здравоохранения с учетом развития государственно-частного партнерства, реформу высшего медицинского образования и медицинской науки.

 

Государственная программа в качестве интегральных показателей включает  17 индикаторов, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. Кроме того, подпрограммы содержат 118 дополнительных индикаторов.

 

Расчеты, проведенные с использованием методов эконометрического и математического моделирования, свидетельствуют о том, что недостаточные объемы ресурсного обеспечения государственной программы, предусмотренные бюджетным сценарием финансирования, создают значительные риски недостижения к 2018 году значений показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598.

 

Недостаточное финансирование мероприятий в рамках государственной программы приведет к снижению или сохранению на прежнем уровне доступности и качества оказываемой медицинской помощи и, как следствие, к снижению удовлетворенности населения здравоохранением страны и, в целом качеством жизни.

 

Модернизационный сценарий позволит достичь целевых индикаторов и приведет к качественным изменениям отечественного здравоохранения

 

Работы над проектом государственной программы продолжалась почти 2 года. За этот период в проект было внесено значительное количество изменений, связанных с необходимостью учета требований всех участников Программы и методологов – Минэкономразвития России и Минфина России.

 

Обсуждение проекта прошло на сайте Министерства, на расширенном заседании Коллегии Министерства в присутствии всех 65 главных внештатных специалистов-экспертов ведомства. По результатам этого обсуждения дополнительно были учтены более 150 предложений.

 

Программа была также обсуждена на площадке Открытого Правительства. Учтено более 40 предложений.

 

Нельзя не согласиться с мнением экспертного сообщества о том, что важнейшими направлениями, на которых необходимо в ближайшее время сосредоточить максимум усилий, являются: кадровая проблема, развитие первичной медико-санитарной помощи, лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях. Реализация государственной программы направлена на решение этих вопросов.

 

Нельзя не согласиться и с тем, что реализация бюджетного сценария Программы не позволит достичь основных целевых показателей.

 

Проект Государственной программы согласован всеми соисполнителями и участниками, а также Министерством экономического развития.

 

Единственное разногласие, которое в настоящее время существует, - это разногласие между Минздравом России и Минфином России, связанное с имеющейся неопределенностью источников дополнительного финансирования, необходимого для развития отрасли. Это важнейший вопрос реализации государственной политики в сфере здравоохранения, мы надеемся на продолжение конструктивного диалога с нашими коллегами из финансово-экономического блока в 2013 и 2014 годах и на совместный поиск решений.

 

Необходимым элементом реализации Программы является создание эффективной модели управления. Такая модель включает формирование перспективных стратегий по отдельным направлениям деятельности в сфере охраны здоровья. Это, в частности, разработанные Министерством Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года и Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года, разрабатываемые в настоящее время комплексы мер по совершенствованию оказания медицинской помощи населению и по обеспечению системы здравоохранения медицинскими кадрами.

 

Ежегодные программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи населению являются важным инструментом соединения смыслового медицинского контента гарантированной помощи с ее финансовым эквивалентом, оцифрованным на основе данных демографии и медицинской статистики по подушевому, структурно-организационному и профильному медицинскому принципам.

 

Также в качестве инструментов реализации положений государственной программы планируется разработка двух Федеральных целевых программ «Развитие ядерной медицины» и «Развитие медицинской науки».

 

Уважаемые коллеги! Реализация Государственной Программы по разным сценарным условиям – модернизационному или бюджетному – приведет к разному уровню развития отечественного здравоохранения. Квинт-эссенцией различий двух сценариев является различие в числе сохраненных жизней к 2020 году, которое составит 1 млн. 100 тыс. человек.

 

Министерство здравоохранения Российской Федерации просит одобрить проект государственной программы «Развитие здравоохранения» с модернизационным сценарием развития отрасли.

 

Благодарю за внимание!