В Правительстве Российской Федерации состоялось расширенное заседание коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации

Д.А.Медведев Председатель Правительства Российской Федерации: Год прошёл, как мы восстановили Министерство здравоохранения в качестве самостоятельного ведомства. Мне кажется, это было обоснованно. Тогда была поддержана точка зрения и предложения медицинского сообщества. В целом хотел бы сказать, что, несмотря на проблемы, которые сегодня существуют в деятельности любых структур, в целом министерство работает в хорошем ритме, и сейчас мы на заседании коллегии подведём итоги того, что сделано, и определим конкретные шаги на ближайшую перспективу.


Я напомню, более активное движение, более активная работа у нас всех началась после начала реализации национального проекта «Здоровье». Потом были другие существенные документы, важные документы, включая указы Президента, документы Правительства, государственную программу. Цель остаётся прежней – сделать медицину современной, качественной и сохранить её доступность.

Д.А. Медведев:"Принято почти 800 новых стандартов медицинской помощи, а также 60 порядков оказания медицинской помощи, которые с 1 января 2013 года стали обязательными для всех медицинских организаций. Нужно проанализировать практику применения этих документов и учесть при подготовке программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи на 2014 год".

Решение этих масштабных задач требует серьёзного организационного и финансового планирования. Минувший год был посвящён подготовке и принятию важных программ, можно сказать, стратегических для отрасли. Правительство утвердило государственную программу развития здравоохранения, Стратегию лекарственного обеспечения населения до 2025 года и дорожную карту по формированию эффективной системы оказания медицинской помощи, включая амбулаторное лечение, стационар и высокотехнологичные центры для наиболее сложных случаев.
Принято много, почти 800 новых стандартов медицинской помощи, а также 60 порядков оказания медицинской помощи, которые с 1 января 2013 года стали обязательными для всех медицинских организаций. Хотел бы в связи с этим обратиться ко всем присутствующим и, конечно, к руководству министерства: нужно проанализировать практику применения этих документов – что в них себя оправдывает, а что, может быть, не работает, и учесть при подготовке программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи на 2014 год.
Считаю, что достаточно существенным было также решение создать специальную Правительственную комиссию по охране здоровья граждан, причём специально под руководством Председателя Правительства. Приоритетом её работы является создание механизмов межведомственного взаимодействия для реализации единой государственной политики в данной сфере, в том числе, конечно, и по формированию здорового образа жизни, включая профилактику и другие вопросы.

Д.А.Медведев:"Нужно взять под особый контроль меры, которые стимулируют специалистов к работе в сельской местности. В 2013 году выделяется 2 млрд рублей для привлечения более 4 тыс. врачей, а в прошлом году было направлено около 8 млрд рублей и привлечено около 8 тыс. врачей".
Теперь в отношении конкретных направлений работы. В 2013 году должны быть завершены программы модернизации регионального здравоохранения. Для укрепления его материально-технической части было сделано, в общем-то, за последние годы достаточно немало. В 2012 году закончено строительство 71 учреждения здравоохранения, почти 2,5 тыс. капитально отремонтировано. То есть в этом смысле темп набранный сохраняется. План по закупке медицинского оборудования даже перевыполнен с учётом рационального использования средств. На селе продолжается приведение в порядок фельдшерско-акушерских пунктов (я совсем недавно был в одном таком месте), расширяются возможности для дистанционного консультирования и диагностики. Сегодня во всех субъектах люди могут записаться на приём к врачу в электронном виде, хотя не везде это работает так, как надо. Оснащение дежурных диспетчерских станций системой ГЛОНАСС должно сократить и время приезда бригад скорой помощи к пациентам, и, конечно, повысить эффективность самой службы.
На что хотел бы обратить внимание? Нужно взять под особый контроль меры, которые стимулируют специалистов к работе в сельской местности. Тема нам всем хорошо знакома, специально деньги на неё искали. В 2013 году выделяется 2 млрд рублей для привлечения более 4 тыс. врачей, а в прошлом году было направлено около 8 млрд рублей и привлечено около 8 тыс. врачей. Хотел бы обратить внимание на то, что с начала года эта работа идёт вяло: только 50 врачей получили соответствующие выплаты. Я напомню, деньги искали, специально вводили эти выплаты. Намеченные планы нужно исполнить в срок, обратите на это внимание.

Д.А.Медведев:"В прошлом году Правительством принята Стратегия развития медицинской науки на период до 2025 года. Я считаю, что необходимо максимально задействовать наши исследовательские центры, возможности крупнейших федеральных медицинских учреждений страны. Они и должны стать главными источниками инноваций в здравоохранении".

Второе касается доступности высокотехнологичной медицинской помощи. Её оказывают 120 федеральных и 222 региональных медицинских учреждения. В прошлом году введено в эксплуатацию пять специализированных федеральных центров, которые занимаются наиболее востребованными направлениями, такими как сердечно-сосудистая хирургия, нейрохирургия, травматология, ортопедия и эндопротезирование.
Все учреждения должны работать с максимальной отдачей, чтобы граждане получали лечение оперативно и в необходимом объёме, а для этого нужно обеспечить своевременное поступление средств, включая средства, которые идут в региональные медицинские организации. Тоже хотел бы, чтобы на это было обращено максимальное внимание. С чем это связано? Длительность процедуры заключения соглашений с субъектами нашей Федерации о предоставлении высокотехнологичной помощи приводит к тому, что фактическое финансирование начинается не ранее, чем во II квартале. Это не очень хорошо.
Третье. Современная медицина неотделима от мощной научной базы. У нашей страны здесь хороший потенциал, именно медицинские технологии и создание новых лекарств включены в направления технологической модернизации экономики России. В прошлом году Правительством принята Стратегия развития медицинской науки на период до 2025 года. Я считаю, что необходимо максимально задействовать наши исследовательские центры, возможности крупнейших федеральных медицинских учреждений страны. Они и должны стать главными источниками инноваций в здравоохранении. Также хотел бы услышать конкретные предложения на эту тему.
Четвёртое. Качество медицинской помощи прямо зависит от квалификации врачей и медицинских сестёр, от их профессионального роста. В апреле была утверждена программа, специальный комплекс мер, которые должны устранить дефицит кадров и повысить качество их подготовки. Для решения этой задачи необходимо сосредоточиться на совершенствовании программы дополнительного профессионального образования, включая обучающие центры, которые используют современные симуляционные технологии. Шире использовать и дистанционное обучение, и онлайн-технологии, в общем, все современные возможности, которые только есть, и, конечно, развивать целевой приём.
Понятно, что привлечь в здравоохранение действительно знающих и добросовестных людей может только нормальная, достойная оплата труда. Решения на эту тему приняты, они должны исполняться. Есть позитивные результаты, есть и проблемы. В I квартале текущего года почти в трети регионов уменьшился фонд оплаты труда работников участковой службы и ФАПов. Всё это из-за того, что вовремя не были приняты нормативные документы. Обращаюсь к руководителям региональных органов здравоохранения: здесь необходимо навести порядок и восстановить выплаты до конца мая, тех, кто не сделал того, что нужно, привлечь к ответственности.

Д.А.Медведев: "Качество медицинской помощи прямо зависит от квалификации врачей и медицинских сестёр, от их профессионального роста. В апреле была утверждена программа, специальный комплекс мер, которые должны устранить дефицит кадров и повысить качество их подготовки. Для решения этой задачи необходимо сосредоточиться на совершенствовании программы дополнительного профессионального образования".
Уважаемые коллеги! В числе основных целей – увеличение продолжительности жизни граждан. В прошлом году заметно снизились показатели по ряду патологий, это хорошие цифры: по туберкулёзу – на 12% по отношению к 2011 году, по болезням системы кровообращения – на 3% почти. Конечно, эту тенденцию по возможности нужно закреплять.
Не менее важно сконцентрироваться на профилактике и ранней диагностике заболеваний. С этого года сняты почти все ограничения на прохождение диспансеризации – по категориям населения, возрасту, состоянию здоровья. Сегодня можно говорить уже о всеобщем характере такой работы, о всеобщем характере диспансеризации. Это требует и правильной организации работы, и особого внимания со стороны руководителей органов управления здравоохранения.
Ещё раз хотел бы сказать о таком значимом достижении последних лет, как рост рождаемости. Это результат в том числе совершенствования репродуктивной медицины. Хотя число женщин активного репродуктивного возраста уменьшилось, на свет появилось на 100 тыс. детей больше, чем в 2011 году. В результате, кстати, нам удалось практически стабилизировать численность населения страны – это огромное достижение.
Дальнейшее улучшение медицинской помощи женщинам – наш безусловный приоритет на ближайшие годы. Опыт показывает, что ситуация в регионах качественно меняется с появлением перинатальных центров, то есть курс, который мы формировали тоже где-то пять-семь лет назад, оказался правильным. И эту программу мы будем продолжать, средства на её реализацию у нас предусмотрены.
Очевидно, что работа по всем направлениям, которые я назвал и которые не назвал (потому что это лишь вступительные слова), должна вестись скоординированно властями всех уровней, причём не только властями, но и в тесном взаимодействии с экспертами, гражданским обществом, через Совет общественных организаций по защите прав пациентов, который при министерстве создавался, механизмы Открытого правительства и с использованием других экспертных площадок.
В.И.Скворцова Министр здравоохранения Российской Федерации: Год назад после почти десятилетнего перерыва было воссоздано Министерство здравоохранения Российской Федерации. Решение вернуться к отраслевому здравоохранному министерству, вычленив его из укрупнённого социального ведомства, было встречено медицинским сообществом, организаторами здравоохранения, вузовской и научной общественностью с большим энтузиазмом, открыло новый уровень ожиданий и надежд у населения. Такой кредит доверия возложил огромную ответственность на министерство, направил все наши усилия в русло концентрированной системной работы, сочетающей стратегическое планирование с решением каждодневных тактических задач.
Основные направления необходимых преобразований в области здравоохранения определены Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и данными в их развитие поручениями Правительства Российской Федерации. В соответствии с указами за первый год работы ведомства нам предстояло разработать, представить Правительству Российской Федерации, одобрить и утвердить несколько важнейших стратегических документов. С удовлетворением хочу доложить, что благодаря нашим совместным усилиям все указанные документы были разработаны, обсуждены и утверждены в установленный срок.
Важнейшим системным документом, определяющим цели, задачи и пути развития отечественного здравоохранения до 2020 года, стала государственная программа развития здравоохранения, базирующаяся на принятом Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» и включающая 11 подпрограмм по всем основным отраслевым направлениям.

В.И.Скворцова: "Устойчивая положительная тенденция к снижению смертности населения была достигнута по всем основным группам заболеваний: системе кровообращения – почти на 3%, туберкулёзу – на 12,2%, болезням от внешних причин – на 4,9%, случайным отравлениям – на 14,6%, онкологическим заболеваниям – на 0,7%".
Реализация мер по повышению качества и доступности всех видов медицинской помощи населению происходит в основном в медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации в соответствии с условиями и потребностями каждого региона страны. Именно поэтому сотрудники министерства посетили за период с сентября по декабрь 2012 года более 60 регионов страны, тщательно ознакомились с состоянием сети учреждений здравоохранения, особенностями проживания сельского и городского населения, транспортной инфраструктурой и временными возможностями доставки больных, кадровым и технологическим наполнением отрасли. Это явилось основной для проработки совместно с руководителями здравоохранения субъектов Российской Федерации региональных сегментов государственной программы по развитию здравоохранения, а также региональных программ по совершенствованию кадровой политики, дорожных карт развития.
Позвольте мне остановиться на некоторых результатах, достигнутых за первый год нашей совместной работы. В 2012 году число умерших россиян сократилось на 26,2 тыс. человек, общий коэффициент смертности – на 1,5% по сравнению с 2011 годом и составил 13,3 на 1 тыс. населения. Устойчивая положительная тенденция к снижению смертности населения была достигнута по всем основным группам заболеваний: системе кровообращения – почти на 3%, туберкулёзу – на 12,2%, болезням от внешних причин – на 4,9%, случайным отравлениям – на 14,6%, онкологическим заболеваниям – на 0,7%. В то же время, несмотря на достигнутые за последние годы позитивные изменения медицинских показателей при дорожно-транспортных происшествиях (так, госпитальная летальность достигла 4,4%, что полностью соответствует лучшим клиникам мира, сократилось также и среднее время доставки пострадавшего в травмпункты), смертность от дорожной травмы в 2012 году увеличилась по сравнению с 2011 годом на 2,3%. Проведённый анализ показал, что повышение смертности обусловлено увеличением тяжести аварий и количеством людей, серьёзно пострадавших в них. Решение проблемы дорожно-транспортного травматизма, безусловно, носит комплексный характер.
2012 год характеризовался и повышением рождаемости населения с 12,6% до 13,3% на 1 тыс. населения. Наряду с мерами социального стимулирования семей к рождению ребёнка позитивную роль здесь сыграл весь комплекс мер по охране материнства и детства, включая организацию службы психологического консультирования беременных женщин, в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что позволило снизить число абортов за один год на 53,9 тыс., то есть на 5,5%. На 20% увеличилось число случаев применения высокотехнологичных репродуктивных технологий для лечения бесплодия, в результате чего на свет появилось более 3 тыс. детей. Таким образом, в 2012 году достигнут перекрёст показателей смертности и рождаемости и практически остановлена убыль населения страны.
В 2012 году подготовлен, обсуждён и принят Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», содержащий в себе наиболее эффективные антитабачные меры.
В 2012 году Министерство здравоохранения направило беспрецедентные усилия на развитие профилактики неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной смертности в нашей стране, как и во всём мире. Сокращение потребления табака и алкоголя, здоровое питание, физическая активность, регулярная диспансеризация населения – вот те меры, которые позволяют сохранить здоровье. Для их координации по предложению министерства была сформирована Правительственная комиссия по охране здоровья граждан, которую возглавил Председатель Правительства Дмитрий Анатольевич Медведев. В состав комиссии вошли большинство федеральных министров и руководителей федеральных служб, а также представители широкого гражданского общества. Впервые заложены основы для реализации принципа «Каждый министр должен быть министром здравоохранения».В 2012 году подготовлен, обсуждён и принят Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», содержащий в себе наиболее эффективные антитабачные меры. В рамках концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактики алкоголизма в 2012 году были введены запреты на розничную продажу алкогольной продукции в отдельных организациях и общественных местах, а также с 23 часов до 8 часов утра.

Продолжение

Пресс-конференция Министра здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцовой об итогах и перспективах развития здравоохранения
В.И. Скворцова: «Нам надо развивать здравоохранение как стратегическую отрасль, потому что она отвечает за жизнь и здоровье россиян».
Выступая на пресс-конференции, Министр отметила, что за прошлый год значительно снизилась материнская и детская смертность, а число абортов в 2012 году удалось снизить на 5,5 проц.
В.И. Скворцова также подчеркнула, что услугами электронной записи на прием к врачу с 1 декабря 2012 г. воспользовались 7 млн человек.
Министр напомнила о том, что с 1 июня в силу вступает антитабачный закон. «Потенциал здоровья населения любой страны на 60% зависит от стиля их жизни, а на систему здравоохранения приходится 10-12%. Антитабачный закон позволит спасать 150-200 тысяч жизней ежегодно», - сказала Министр.

 


http://ora.ffoms.ru/portal/page/portal/newsletters/periods/2013/may/24052013