Вниманию застрахованным гражданам

Сделай верный шаг вовремя!

Жизнь человеку дается одна. И каждый хочет прожить её здоровым и счастливым. Мы торопимся заработать, получить радостные эмоции, улучшить качество своей жизни, и при этом не находим времени на самое главное – свое здоровье!

Чтобы узнать о состоянии своего здоровья, вовремя выявить проблемы, необходимо всего лишь пройти диспансеризацию.

Диспансеризация граждан проводится бесплатно в поликлинике по месту Вашего жительства (прикрепления) по полису обязательного медицинского страхования 1 раз в 3 года.

Участковый врач по результатам осмотра и исходя из Ваших жалоб  назначает необходимые обследования.

Цель диспансеризации - раннее выявление хронических неинфекционных заболеваний, которые  являются причиной инвалидности и преждевременной смертности населения. К ним относятся  болезни сердца, сосудов, в том числе сосудов головного мозга, злокачественные заболевания, сахарный диабет, хронические болезни легких.   Это те заболевания, которые в структуре причин смертности населения в нашей стране составляют 75 %.

Не жалейте своего времени для себя!

Пройдите диспансеризацию!

В 2017 году прохождению диспансеризации подлежат граждане  1996, 1993, 1990, 1987, 1984, 1981, 1978, 1975, 1972, 1969, 1966, 1963, 1960, 1957, 1954, 1951, 1948, 1945, 1942, 1939, 1933, 1930, 1927, 1924, 1921 года рождения.

По всем вопросам обращаться в страховую медицинскую организацию.

Номер телефона указан в Вашем страховом полисе.

Почему необходимо менять первый этап порядка проведения диспансеризации взрослого населения

С.А. Бойцов, П.В. Ипатов, А.М. Калинина
ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России
(данные сайта www.medvestnik.ru)

С 2013 года в нашей стране проводится диспансеризация взрослого населения, нацеленная на выявление главным образом хронических неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистые, онкологические, хронические бронхо-легочные заболевания и сахарный диабет) и их факторов риска. Хронические неинфекционные заболевания находятся в фокусе внимания потому, что они служат причиной почти трех четвертей всех смертей. Их выявление происходит в два этапа: методы первого этапа предназначены для выявления подозрений на заболевания, а второго – для уточнения диагноза. Кроме того, в ходе диспансеризации осуществляется проведение профилактического консультирования для коррекции факторов риска и постановка больных при наличии показаний на диспансерное наблюдение.

Основным содержанием первого этапа диспансеризации является скрининг населения. Концепция скрининга в здравоохранении, то есть активного выявления болезни или ее факторов риска у лиц, считающихся или считающих себя здоровыми, в течение XX века быстро распространилась и сегодня принята в большинстве развитых стран. Обзор ситуации со скринингом в европейских государствах представлен в документе Всемирной организации здравоохранения от 2008 года, подготовленном Европейской обсерваторией по системам и политике здравоохранения (Holland WW.,  Stewart S., Masseria C. Основы политики. Скрининг в Европе. 2008; 71С.).

В соответствии со вторым докладом Национального комитета по скринингу Великобритании (2000 г.), взятого ВОЗ в качестве рекомендуемого, под скринингом понимается «услуга в области здравоохранения, состоящая в том, что представителям конкретной популяции, которые не обязательно понимают, что они подвержены риску заболевания или уже страдают болезнью либо ее осложнениями, задаются вопросы или предлагается тест для выявления лиц, которым с большей вероятностью будет оказана помощь, а не причинен вред дальнейшими тестами или лечением с целью снижения риска заболевания или его осложнений». Более подробно основное содержание требований к процессу скрининга и дальнейшему порядку действий в случае выявления заболевания или факторов риска, выработанных в 1971 году Cochrane AL. и Holland WW., представлено в таблице 1.

Таблица 1. Основное содержание требований к процессу организации скрининга и дальнейшему порядку действий

(по Cochrane AL., Holland WW. Validation of screening procedures. British Medical Bulletin, 1971; 27(1):3–8)

Категория

Содержание требования

Состояние (заболевание, синдром)

Искомое состояние должно быть важной социально-значимой проблемой здоровья. Должно иметь распознаваемую скрытую или раннюю стадию, проявляющуюся конкретными симптомами

Диагностика

Должен существовать безопасный и приемлемый для применения в целевой популяции диагностический тест. Должен быть выработан согласованный порядок действий, основанный на надежных результатах теста и национальных стандартах, определяющих, кого следует считать пациентами, и какова их маршрутизация. Весь процесс диагностики должен иметь законченный характер, то есть начинаться со скрининг-теста и завершаться окончательным диагнозом

Лечение

Для выявленных заболеваний или предболезненных состояний должен существовать национальный стандарт лечения или установленный вид  вмешательства (например, профилактическое консультирование и рекомендации по коррекции факторов риска), а также должно быть доступно необходимое оборудование и медикаменты для лечения

Стоимость

Стоимость выявления случаев заболевания (включая диагностику и лечение) должна быть экономически сбалансирована с возможными расходами на медико-санитарную помощь в целом

В соответствии с этими требованиями основная (принятая большинством стран) цель скрининга - выявление артериальной гипертонии, ожирения, гиперхолестеринемии, суммарного сердечно-сосудистого риска, сахарного диабета, хронической обструктивной болезни легких, а также рака шейки матки, рака молочной железы и колоректального рака. Рак предстательной железы по причине неотчетливого баланса «польза-вред» и низкой медико-экономической эффективности большинством стран не проводится. В ходе скрининга по данным стандартизованного анкетирования также могут быть выявлены подозрения на ишемическую болезнь сердца и ранее не диагностированные перенесенные острые нарушения мозгового кровообращения.

Скрининг в Российской Федерации, осуществляемый в рамках диспансеризации взрослого населения с регулярностью 1 раз в 3 года, в соответствии с Приказом Минздрава России от 27 февраля 2015 года №36ан включает следующие методы:

- анкетирование главным образом на предмет выявления факторов риска неинфекционных заболеваний, ишемической болезни сердца, ранее перенесенных острых нарушений мозгового кровообращения, а также подозрений на наличие хронической обструктивной болезни легких;

- измерение артериального давления с целью выявления артериальной гипертонии (высокая степень уверенности в существенной пользе)*;

*Здесь и далее уровень доказательности использования методов представлен в соответствии с серией рекомендаций по скринингу, разработанных  Целевой группой по профилактическим услугам США (U.S. Preventive Services Task Force, 2009-2016) и рекомендациями Американской академии семейных врачей (Association Аmerican Family Physician, 2015 и 2017.

- определение индекса массы тела и измерение окружности талии с целью выявления ожирения  как фактора риска неинфекционных заболеваний (высокая степень уверенности в умеренной или значительной пользе);

- определение концентрации общего холестерина в крови с целью выявления гиперхолестеринемии как фактора риска сердечно-сосудистых заболеваний (высокая степень уверенности в умеренной или значительной пользе для мужчин и женщин в возрасте 40-75 лет);

- определение концентрации глюкозы в крови с целью выявления сахарного диабета (высокая степень уверенности в умеренной или значительной пользе для мужчин и женщин в возрасте 40-70 лет при избыточной массе тела и ожирении);

- расчет абсолютного суммарного 10-летнего сердечно-сосудистого риска с учетом пола, возраста, уровня систолического артериального давления, концентрации холестерина и отношения к курению; рассчитывается по таблице SCORE для мужчин и женщин в возрасте 40-65 лет, не имеющих доказанных заболеваний, связанных с атеросклерозом, сахарного диабета и хронической болезни почек; Европейские рекомендации по кардиоваскулярной профилактике (2016 г.) рекомендуют проводить в качестве систематического скрининга 1 раз в 5 лет всем гражданам в возрасте 40-65 лет, имеющим факторы риска, а при отсутствии факторов риска расчет абсолютного суммарного 10-летнего сердечно-сосудистого риска  рекомендуется для мужчин старше 40 лет, для женщин старше 50 лет или после менопаузы;

- электрокардиографию покоя с целью выявления нарушений ритма сердца и ранее неизвестного перенесенного инфаркта миокарда (в настоящее время данные недостаточны для оценки баланса пользы и вреда от применения данного метода);

- мазок (соскоб) с поверхности шейки матки и цервикального канала для цитологического исследования с целью выявления рака шейки матки для женщин в возрасте от 21 года до 69 лет (высокая степень уверенности в существенной пользе);

- маммографию обеих молочных желез для женщин в возрасте от 39 до 75 лет с целью выявления рака молочной железы (высокая степень уверенности в умеренной или значительной пользе);

- исследование кала на скрытую кровь иммунохимическим методом (допускается проведение бензидиновой или гваяковой пробы) для граждан в возрасте от 48 до 75 лет с целью выявления колоректального рака (высокая степень уверенности в  существенной пользе);

- УЗИ брюшной аорты с целью исключения аневризмы однократно в возрасте  69 или 75 лет для мужчин, когда-либо куривших в жизни (высокая степень уверенности в умеренной или значительной пользе);

- измерение внутриглазного давления для граждан 39 лет и старше (данные недостаточны для оценки баланса пользы и вреда от применения данного метода у лиц старше 60 лет);

Все остальные методы исследований первого этапа не являются скрининговыми. Флюорография на первом этапе диспансеризации применяется с целью выявления туберкулеза с учетом сохраняющейся в целом неблагополучной обстановки по данному заболеванию в нашей стране.

В таблице 2 представлен перечень этих методов, которые предлагается удалить из первого этапа диспансеризации взрослого населения, и соответствующее обоснование.

Таблица 2. Методы, подлежащие удалению из первого этапа диспансеризации взрослого населения, и соответствующее обоснование**

Методы первого этапа диспансеризации, подлежащие удалению

Обоснование удаления методов

Общий анализ крови (гемоглобин, лейкоциты, СОЭ)

В других странах не проводится. Определение гемоглобина как скрининговый тест используется только для выявления серповидно-клеточной анемии у новорожденных.

Частота выявления любых отклонений от нормы анализируемых параметров в 2015 г.  - 2,9% (анемии -  0,4%), в 2016 г. – 3,3%

Клинический анализ крови развернутый, 1 раз в 6 лет для граждан 39 лет и старше

В других странах не проводится. Проведение анализа у бессимптомных лиц сопряжено с частым выявлением функциональных сдвигов, которые требуют подтверждения или исключения и являются причиной назначения большого числа дополнительных исследований, которые в большинстве своем не выявляют опасных заболеваний.

Частота выявления любых отклонений от нормы анализируемых параметров в 2015 г. -   4,2%, в 2016 г. - 4,7%

Анализ крови биохимический (креатинин, АСТ, АЛТ, билирубин, холестерин, глюкоза)

В абсолютном числе стран не проводится. Данные недостаточны для оценки баланса пользы и вреда в отношении креатинина. Частота выявления любых отклонений от нормы в 2015 г. - 8,3%, в 2016 г. - 11,1%

Общий анализ мочи

В абсолютном большинстве стран не проводится. Данные недостаточны для оценки баланса пользы и вреда в отношении теста на микроальбуминурию

УЗИ органов брюшной полости и таза на предмет исключения новообразований 1 раз в 6 лет начиная с 39 лет

В других странах не проводится.

U.S. Preventive Services Task Force не рекомендует УЗ-скрининг рака яичников, почек мочевого пузыря и рака поджелудочной железы.

Частота выявления любых отклонений от нормы во время УЗИ в 2015 г. - 6,2%, в  2016 - 6,9%

** Обоснование представлено в соответствии с серией рекомендаций по скринингу, разработанных  Целевой группой по профилактическим услугам США (U.S. Preventive Services Task Force, 2009-2016), рекомендациями Американской академии семейных врачей (Association Аmerican Family Physician, 2015 и 2017), а также результатами оценки частоты выявления отклонений от нормы анализируемых параметров и затрат в ходе диспансеризации в 2015 и 2016 гг. Следует иметь в виду, что частота отклонений от нормы данных анализируемых параметров в большинстве случаев не свидетельствует о выявлении с такой частотой  значимой патологии, поскольку данные методы изначально не соответствуют скрининговым.

Помимо удаления ряда методов исследования с первого этапа диспансеризации одновременно планируется несколько изменений в соответствии с рекомендациями U.S. Preventive Services Task Force, Association Аmerican Family Physician и Основами политики по скринингу в Европе. Во-первых, для выполнения анализа на скрытую кровь в каловых массах планируется использование исключительно только иммунохимического метода, что существенно повысит его чувствительность и специфичность и упростит процесс подготовки к сдаче анализа. Во-вторых, планируется выполнение маммографии и анализа на скрытую кровь в каловых массах с другой частотой. При этом маммография будет выполняться обязательно в двух проекциях 1 раз в 3 года в возрасте в 39-49 лет и 1 раз в 2 года возрасте 51-69 лет, а анализ на скрытую кровь в каловых массах - 1 раз в 2 года в возрасте 50-75 лет. Эти меры также повысят частоту выявления онкологической патологии, но потребует дополнительных расходов, которые в свою очередь полностью могут быть покрыты за счет удаления из первого этапа диспансеризации неэффективных методов.

Представленные в таблице 2 методы, как подлежащие удалению из нового порядка диспансеризации, использовались главным образом для привлечения населения к прохождению диспансеризации и формирования стереотипа необходимости регулярного обследования. Стабильное число лиц, проходящих диспансеризацию (от 20,5 до 22,5 млн человек в год) в течение четырех лет, и факт того, что граждане, прошедшие обследование в 2013 году, практически с таким же откликом пришли на диспансеризацию и в 2016 году, а также первые  данные за 2017 год свидетельствуют о наличии у населения необходимого стабильного отклика к прохождению профилактического осмотра. Безусловно, что исключение представленных в таблице 2 методов первого этапа, а также необходимость проведения маммографии и анализа на скрытую кровь в каловых массах могут негативно повлиять на отклик населения. Однако при адекватном и внятном разъяснении со стороны профессионального сообщества и СМИ эта проблема может быть минимизирована. Существенную помощь в привлечении населения к прохождению диспансеризации с 2017 года стали оказывать страховые компании, что тоже поможет обеспечить необходимый отклик населения.

Отдельным образом необходимо подчеркнуть, что диспансеризация ни в коем случае не подменяет текущую работу участкового терапевта, а является ее дополнением. И в случае наличия обоснованных подозрений участковый терапевт может и должен направить гражданина, пришедшего к нему на прием в рамках диспансеризации, на дополнительное обследование, включая анализы крови, мочи, УЗИ брюшной полости и малого таза или другие необходимые методы исследования.

(данные сайта www.medvestnik.ru)

 

 

С 1 января 2013 года финансовое обеспечение  скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной скорой медицинской помощи) осуществляется из средств обязательного медицинского страхования. У населения не должно быть никаких опасений, что в случае отсутствия полиса обязательного медицинского страхования скорая медицинская помощь не будет оказана. В любом случае, имеется полис на руках у пациента или нет его - скорая медицинская помощь оказывается безотлагательно,  бесплатно и в полном объеме при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

В связи с изменением финансирования скорой медицинской помощи  впервые будет осуществляться вневедомственный контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления скорой медицинской помощи со стороны страховых медицинских организаций и территориального фонда обязательного медицинского страхования. В свою очередь граждане могут обращаться в страховую медицинскую организацию, выдавшую полис ОМС, также в территориальный фонд обязательного медицинского страхования с претензиями к доступности и качеству оказания медицинской помощи либо выразить свою удовлетворенность медицинской помощью, благодарность медицинским работникам. Мнение пациентов, степень удовлетворенности оказанной медицинской помощью, предложения будут способствовать принятию действенных мер по улучшению качества медицинской помощи.

 

 

Полисы обязательного медицинского страхования, выданные до 1 мая 2011 года являются действующими в соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» до введения единых универсальных электронных карт, в составе которых будет полис обязательного медицинского страхования.

С 01 мая 2011 года страховыми медицинскими организациями выдаются полисы единого образца, в первую очередь:

-  новорожденным детям;

- гражданам, впервые обратившимся за полисом;

- при изменении фамилии, имени, отчества, даты рождения, пола, места жительства;

- при установлении неточности или ошибочности сведений;

- при утере полиса;

- ветхости и непригодности полиса для дальнейшего использования.

Остальным гражданам нет необходимости менять полисы обязательного медицинского страхования «старого» образца на полисы единого образца.

Полисы обязательного медицинского страхования «старого» образца действительны на всей территории Российской Федерации.

Медицинские организации не вправе отказывать в оказании медицинской помощи по полисам «старого» образца.

По возникающим вопросам получения полиса обязательного медицинского страхования  Вы можете обращаться в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Алтай по тел.: 8 (388-22) 2-44-12, 2-49-89.

С 1 августа 2012 года на всей территории Российской Федерации вводится в обращение усовершенствованный бланк бумажного полиса обязательного медицинского страхования. Усовершенствованный бланк бумажного полиса удобен в использовании и обеспечивает возможность его компактного сложения.

Полисы обязательного медицинского страхования, выданные до 1 августа 2012 года, являются действительными и нет необходимости обменивать их на усовершенствованные бланки.

 

 

 

 

Застрахованные по обязательному медицинскому страхованию граждане имеют право на получение бесплатной медицинской помощи на всей территории Российской Федерации независимо от места постоянной регистрации или выдачи полиса обязательного медицинского страхования (далее – полис ОМС). Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам, в том числе иностранным, бесплатно независимо от наличия паспорта, полиса ОМС и места регистрации. Оплата медицинской помощи, оказанной иногородним гражданам, осуществляется по межтерриториальным расчетам между территориальными фондами обязательного медицинского страхования.


При выезде в другие регионы необходимо с собой взять паспорт (для детей до 14 лет – свидетельство о рождении) и полис ОМС.


По желанию граждан полис ОМС может оформляться в электронной форме (электронный полис или полис в составе универсальной электронной карты). В Республике Алтай желающие получить электронный полис в составе универсальной электронной карты могут обратиться в АУ РА «Многофункциональный центр обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг» (АУ РА «МФЦ»).


В случае отказа в оказании бесплатной медицинской помощи и по другим вопросам обязательного медицинского страхования обращайтесь в страховую медицинскую организацию, выдавшую полис ОМС, телефон которой указан на Вашем полисе, а также в  территориальный фонд  ОМС по месту пребывания, либо по месту постоянного проживания. При необходимости контактные телефоны территориального фонда Вы узнаете в медицинской организации. Территориальные фонды и страховые медицинские организации обязаны защищать права граждан в сфере обязательного медицинского страхования.